«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Первомайка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
 КГУ"Общеобразовательная школа села Первомайка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Тренинг 9 "Б" сынып

                  Тренинг на тему: «На пути к выбору профессии»

Педагог-психолог: Калимергенова А.Е.

 

Тренинг по профориентации для учащихся

 9 "Б" класса

 На тему  «На пути к выбору профессии».

 

Цель: Этот профориентационный тренинг поможет старшеклассникам сформировать готовность к самостоятельному и осознанному планированию профессиональных перспектив, определить жизненные и профессиональные планы, а также подойти к выбору профессии осознанно.

Психолог:  «Здравствуйте! В жизни каждого наступает момент, когда приходится решать, где продолжить учиться после школы или куда пойти работать, то есть выбрать свою профессию, определить свой жизненный путь.

Некоторые из вас, наверное, уже выбрали верное направление, а для некоторых вопрос выбора будущей профессии еще остается открытым. К сожалению, это тот вопрос, ответ на который нельзя отложить на будущее. И несмотря на то, что вы не имеете еще достаточного жизненного опыта, хотите вы того или нет, решать придется именно сейчас и именно вам.

Готовых решений вы нигде не найдете. Поэтому целью нашего занятия будет не ответ на вопрос «Кем быть?», а развитие навыков грамотного и самостоятельного планирования своего профессионального будущего».

 

Знакомство

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, установление контакта в группе.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 5 минут.

Процедура проведения: предложите участникам представиться, назвав свое имя и качество на первую букву имени. Представьтесь первым. Предложите каждому последующему участнику повторить имена предыдущих и их качества, а затем назвать себя и свое качество.

Упражнение «Моя идеальная профессия»

Цель: углубление участников тренинга в атмосферу профессионального самоопределения.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 15-20 минут.

Материалы: бумага формата А4 и ручки.

Процедура проведения: разделите группу на несколько мини-групп. Каждой мини-группе выдайте бумагу. Попросите мини-группы провести «мозговой штурм» и описать на бумаге «идеальную профессию».

Затем проведите совместное обсуждение. Попросите участников каждой мини-группы выбрать одного человека, который озвучит описание «идеальной профессии».

Упражнение «Самый лучший мотив»

Цель: оказание помощи участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 15 минут.

Материалы: бумага, ручки или карандаши.

Процедура проведения: озвучьте два мотива и попросите группу обсудить их. Участники должны выбрать один вариант. Затем озвучьте следующие два мотива и снова попросите участников сделать выбор после обсуждения и т. д. После того, как сформируется список из восьми мотивов, начните описанную процедуру снова. В итоге с помощью групповой дискуссии произойдет выбор наиболее правильного мотива.

Ведущий: «Наша задача – выбрать наиболее правильные мотивы выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию».

Список мотивов:

  • Возможность получить известность, прославиться.
  • Возможность продолжать семейные традиции.
  • Возможность продолжать учебу со своими друзьями.
  • Возможность служить людям.
  • Возможность получения хорошего заработка.
  • Экономическое, общественное и государственное значение профессии.
  • Легкость трудоустройства на работу.
  • Перспективность работы.
  • Возможность проявить свои способности.
  • Возможность активно общаться с людьми.
  • Обогащает знаниями.
  • Соответствие работы склонностям и способностям.
  • Разнообразная по содержанию.
  • Имеет творческий характер труда, возможность делать открытия.
  • Трудная, сложная профессия.
  • Легкая, спокойная работа.

Упражнение «Выбор»

Цель: развитие способностей планирования жизненных и профессиональных перспектив.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 30 минут.

Материалы: бумага формата А4 и ручки.

Ведущий: «Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, образования и работы, а денег совсем немного. Вам необходимо выработать алгоритм действий, который поможет вам двигаться вперед. Какие действия вы бы предприняли первым делом? Как распланировали свое ближайшее будущее?»

Процедура проведения: попросите участников за 15 минут письменно ответить на вопросы:

  • В какой точке мира вы находитесь?
  • Какой здесь климат?
  • Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
  • Что вы умеете делать?
  • Что будет потом?

После того, как время истечет, обсудите ответы. Поговорите с участниками на тему временной работы и необходимости образования. Объясните, что чтобы утвердиться в профессиональном выборе, сначала нужно понять свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

Учащиеся, моделируя ситуации, приобретают навыки рефлексии. Упражнение заставляет участников понять, насколько важно получение профессионального образования.

Упражнение «Я дома, я на работе»

Цель: определение профессиональных качеств для самореализации и успешного профессионального будущего.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 15-20 минут.

Материалы: бумага формата А4 и ручки.

Процедура проведения: попросите ребят разделить лист пополам, чтобы получилось две колонки. Первая должна называться «Я дома», а вторая – «Я на работе». Попросите участников составить списки собственных качеств и манер поведения дома и на работе.

Также можно изменить формулировки списков на «Дома я никогда» и «На работе я никогда».

Уточните, что оставлять списки ребята должны самостоятельно. После того, как это будет выполнено, проведите обсуждение в группе. Проанализируйте похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.

  • Во время обсуждения задайте следующие вопросы:
  • Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?
  • Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия? Почему так происходит?
  • Должны ли эти списки совпадать? Почему?
  • Что помогает определить анализ своего поведения на работе и дома?

Упражнение «Поступь профессионала»

Цель: моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей разных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Количество участников: 6-12 человек.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: бумага, ручки или карандаши.

Ведущий: «Знали ли вы, что по походке иногда можно определить, кем человек работает? Давайте попробуем изобразить походку представителей различных профессий. Пусть каждый выберет и запишет на бумаге профессию, которую он хочет представить с помощью своей походки».

Процедура проведения

Участники тренинга по очереди изображают походку специалиста выбранной профессии, а остальные угадывают.

После того, как все участники показали выбранные профессии, проведите обсуждение. Спросите у ребят, всегда ли можно угадать по походке человека, кем он работает.

Упражнение «Знаете ли вы свою будущую профессию?»

Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.

Количество участников: 6–12 человек.

Время проведения: 5 минут.

Материалы: бумага, ручки или карандаши.

Процедура проведения: раздайте участникам бумагу и карандаши. Попросите ребят написать вверху листка профессию, которую они для себя выбрали (или наиболее нравящуюся профессию). Задайте им следующие вопросы:

  • Знаете ли вы основное содержание профессии?
  • Знаете ли вы условия труда и оплаты?
  • Знаете ли вы, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
  • Есть ли у вас качества, необходимые для обучения по этой профессии?
  • Считаете ли вы уровень своих знаний достаточным для овладения этой профессией?
  • Знаете ли вы, какие школьные предметы необходимы вам для овладения этой профессией?
  • Знаете ли вы о возможностях повышения квалификации в будущем?

Если 40-60 % ответов на вопросы анкеты положительные, то профессиональные взгляды ребенка уже примерно очерчены. Таким ребятам следует лишь устранить пробелы в знаниях и утвердиться в выборе. Тем, у кого больше отрицательных ответов, посоветуйте обратиться за индивидуальной профориентационной консультацией.

Упражнение «Какой был тренинг?»

Цель: обобщение полученной информации, завершение тренинга в живой, активной, запоминающейся форме.

Количество участников: 6–12 человек.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: бумага формата А4, карандаши.

Процедура проведения: разделите участников на мини-группы по 2-3 человека, выдайте каждой бумагу. Попросите каждую мини-группу за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу (например, активный, информативный и т. д.). Когда задание будет выполнено, зачитайте списки.

 

Жаңартылған күні: 18.02.2020 23:08
Құрылған күні: 18.02.2020 23:30

Текст