Викторина « Прекрасный мир пернатых вокруг нас»
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
•расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
•дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых
птиц;
•прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
•расширять кругозор учащихся;
•развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер,
смелость;
•воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание
человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты,
мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно,
первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при
взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу,
и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень
много. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой
жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего
дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом
и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и
образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас послушайте интересные сведения из жизни
птиц.
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10
млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год
1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а
суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265
грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем
самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна
выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с
темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!
Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла,
убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней –
ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест,
чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками
признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:
Птица- рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица- акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной
хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Когда
проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности
сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и
плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей,
охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на
нерест.
Птица – плотник (дятел).
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами,
доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).
Иволга действительно умеет кричать кошкой. А
перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой
зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).
Самыми искусными строителями считают иволгу и
ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они
построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).
Поползень лазает по деревьям. В поисках корма
ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или
даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).
Недаром об этой птице говорят: «В лесном
оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных
насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом
количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).
Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.
Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.
Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов,
столько баллов получает команда.
На карточке:
(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки
крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы
ухают.)
Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы
их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
•Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни,
тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы,
лебеды.
•Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
•Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
•Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
•Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или
подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы,
синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
•Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
•Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы
(особенно червивые).
•А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А
ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы,
что может привести к ее гибели.
•Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните! Для птиц соль - яд!
- Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи).
Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости
сколько будет перебрано семян.
Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц
(поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка,
синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название
изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает
команда.
Станция 6. «Покормите птиц» .
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится
ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит
«накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание –
один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.
Станция 7 «Викторина».
На сколько вопросов ответит команда, столько баллов и получит. Если в вопросе
нужно назвать несколько птиц, то сколько птиц названо, столько баллов получает
команда за этот вопрос.
1.Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и
быстрее всех летают? (Стрижи.)
2.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина.)
3.Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус.)
4.Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек.)
5.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
6.Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест.)
7..Назовите птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, ворона,
воробей, сорока, клест, сойка, поползень, дятел и др.)
8..Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках,
способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки,
коршуны.)
9.Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри.)
10.Какие птицы не летают? (Африканский страус,
американский нанду, эму, казуар, киви, пингвины.)
11.Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. По
народной примете, через день-два после того, как пролетели гуси, надо ждать
снегопада.)
12.Как ворона предсказывает мороз? (Если вороны и галки
расположились на ночлег на кончиках ветвей – значит, ночь будет теплая. Если
птицы прижались к стволу – жди мороза.)
13.Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка – водяной воробей. Она ловит на дне насекомых, червей и
даже мелких рыб.)
14.Какая птица имеет самую высокую скорость в пикировании? (Скорость полета сокола во время пикирования на добычу может
достигать 360 км/ч.)
15.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
16.Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист.)
Станция 8. «Тест».
- Поразмыслим не спеша, один вопрос – три ответа. Найдите правильный!
Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
Примечание: когда проверяются ответы, то учитель сопровождает их
небольшим рассказом.
Вопросы:
1.Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано
весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это
пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его
территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит и для самки: «Пожалуйста,
прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2.Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе
пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не
болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не
больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и
черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая
хрящевая ткань.)
3.Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- разыскивает пищу;
- освобождается от паразитов.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с
санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову
в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с
головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает
песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)
4.Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая…» - поется в одной песне. И
как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются
ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 км/ч.)
5.Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- сильный птенец убивает слабого;
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один.
Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого,
а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
6.Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
- пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители
Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из
батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды –
ныряет до 200 метров.)
7.А кто из птиц лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
- журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка
гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг
перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги,
по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это
особый танец – танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович
Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.
8.О какой птице идёт речь в сказке датского писателя Г.-Х. Андерсена
"Дюймовочка".
- синица;
- ласточка;
- ворон.
Станция 9. «Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия
птиц.
Сколько слов отгадано, столько баллов и получает команда.
•Могучий, как … (орел).
•Вороватый, как … (ворона).
•Важный, как … (гусь).
•Надутый, как … (индюк).
•Длинноногий, как … (журавль).
•Большеглазый, как … (филин).
•Взгляд хищный, как у … (ястреба).
•Взгляд зоркий, как у … (сокола).
•Болтливый, как … (сорока).
•Ворковать, как … (голубь).
•Накаркать (накликать беду), как … (ворона).
•Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).
Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц
отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что
в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером
или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню…
Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз
хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает
из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки
перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку,
поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее
белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья.
Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое,
жёлтая грудка. (Синица.)
5. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим
блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы
контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые
чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно
длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей
городов, наступление весны. (Скворец.)
6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и
полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими
белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста
поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского
полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное
время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут,
что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово
команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.
Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей,
дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.
Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены
названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни
слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2
балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.
У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)
Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)
Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)
… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)
А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)
День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу ... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)
Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.
Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки —
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке —
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)
Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача
детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и
построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда.
Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.
Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как
называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши
команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров,
решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно
отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно
решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я
Задание:
Получается слово орнитология.
Станция 16. «Живые барометры»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? (Перед дождём)
2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? (К дождю).
3. Свистит снегирь. О чём это говорит? (Скоро наступит зима).
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? (К тёплой погоде.)
5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели)
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
9. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди … ( хорошую погоду).