Государственное учреждение
«Первомайская средняя школа»
2019-2020 учебный год
Основная цель педагога – психолога - является содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для полноценного личностного развития воспитанников и учащихся.
Виды психологической помощи :
-психологическое консультирование;
- психологическая коррекция;
-психологическая профилактика;
- психологическое просвещение.
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика.
Направления психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение образовательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.
В начальной школе - определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе - психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах - оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного и зависимого поведения у учащихся.
Документационное сопровождение деятельности
социально-педагогической и психологической службы
учреждений общего среднего образования
Организационно-методическая документация
1. Должностная инструкция
2. График работы с указанием времени проведения консультаций для участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов).
3. План работы на месяц .
4. Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
5. Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год.
6. Материалы по организации и оказанию психологической помощи обучающимся (программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, программа работы педагога-психолога с группой, материалы тестовых обследований и т.д.).
7. Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию психологической помощи обучающимся (о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям и др.).
Рабочая документация
-систематизация диагностических данных;
- индивидуальная развивающая и коррекционная работа;
- групповая развивающая и коррекционная работа и т.д.
4. соглашение с родителями о сотрудничестве на оказание психологической помощи).
Специальная документация — это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. При оказании психологической помощи объем специальной документации должен быть профессионально целесообразен: оформляются лишь те виды документов, которые необходимы педагогу-психологу либо на оформление которых получен запрос (выписка, характеристика и др.). К специальной документации относят:
психологические характеристики;
психологические заключения;
протоколы обследований, коррекционных занятий, бесед, и т.д.;
карты психического развития;
коррекционные карты;
выписки из психологических заключений и карт развития.
Заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытыми видами специальной документации (может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования). Остальные виды — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Кроме того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного учащегося (определенной группы, класса).
Календарный план работы
педагога-психолога на 2019-2020 учебный год
Цель психологической службы:создание и сохранение безопасной образовательной среды всех участников образовательного процесса.
Контингент |
Вид деятельности |
Предполагаемые формы и средства |
Цели и задачи |
Сроки |
|
Учащиеся |
|||||
1.Диагностика |
|||||
|
1.Диагностика в 5 кл. |
Комплекс методик |
Изучение уровня адаптации, развития и социализации |
Сентябрь |
|
|
2.Диагностика в 1 кл. |
Комплекс методик |
Изучение уровня адаптации, развития и социализации |
Октябрь-декабрь |
|
|
3.Изучение ситуации в семье |
Комплекс методик |
|
В течение года |
|
|
5.Изучение личности школьников |
Комплекс методик |
Выявление «группы риска», составление базы данных |
2 раза в год |
|
|
6.Проведение методик на выявление интересов и склонностей (8-9 кл.) |
Анкетирование, беседы |
Определение учебных проф. Интересов, выработка рекомендация |
Ноябрь Апрель |
|
|
7.Проведение анкетирования по теме «Жестокое обращение с несовершеннолетними» 2-5 кл. |
|
Выявление «группы риска» |
2 раза в год |
|
|
8.По запросу от администрации, кл.руков, родителей |
|
|
В течение года |
|
|
9. Диагностика изучения готовности детей к школьному обучению |
Тесты, инд. работа, занятия |
Определение уровня готовности и выявление детей, не готовых к обучению, рекомендации родителям, учителям |
Апрель-май |
|
|
10. Диагностика по программе «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» |
|
Выявление группы риска |
Октябрь-ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
2.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
|||||
|
1.Индивидуальная коррекция познавательной деятельности |
Программа |
Стимуляция познавательной активности |
В течение года |
|
|
2. По результатам диагностик |
Программа |
|
В течение года |
|
|
3. Индивидуальные занятия с учащимися, обучающимися по индивидуальным программам.
|
Программа |
|
В течение года |
|
3.Групповая коррекционно-развивающая работа |
|||||
|
1.Групповые психологические занятия в 1-4 кл |
Занятия в групповой форме |
Помочь научиться понимать себя взаимодействовать со сверстниками, учителями и Родителями |
В течение года |
|
|
2.Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5 кл |
Программа |
Развитие коммуникативных и личностных качеств |
1 раз в неделю, вторник, октябрь-ноябрь |
|
|
3.Развивающие занятия по эмоционально-волевому развитию (групповые) |
Программа |
Оказание психологической помощи |
1 раз в неделю, среда |
|
|
4.Развивающие занятия по развитию личностного роста (подростки) |
Программа |
Оказание психологической помощи |
В течение года |
|
|
6. Занятия по результатам диагностического исследования |
Программа |
|
В течение года |
|
|
7. По запросу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Консультирование |
|||||
|
1.Индивидуальное и групповое консультирование по проф. самоопределению
|
|
Повышение компетентности подростков в выборе профессии |
В течение года |
|
|
2.По запросу |
|
|
|
|
5. Просвещение |
|||||
|
1 Факультативные занятия по программе «Здоровье. Формирование жизненных навыков в 9 кл. |
|
Помочь в выборе , разъяснение, рекомендации |
В течение года 1 час в неделю |
|
|
|
||||
|
|
||||
|
6.Занятия по вопросам безопасного полового поведения (групповые) |
План |
Пропаганда ЗОЖ |
В течение года |
|
|
7.Проведение декады «Скажи жизни ДА!» |
|
Профилактика суицида |
Октябрь, апрель |
|
|
8.Групповые занятия с обучающимися (группы риска) 9.Индивидуальные профилактические занятия, беседы с обучающимися, состоящими на ВШК.
|
|
|
В течение года |
|
6. Экспертная работа |
|||||
|
|
|
|
В течение года |
|
Педагогический коллектив |
|||||
1.Диагностика |
|||||
|
1.Выявление проблем и запросов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа |
|||||
|
|
|
|
|
|
3.Групповая коррекционно-развивающая работа |
|||||
|
1.Тренинг по предупреждению профвыгораемости педагогов |
|
Оказание психологической помощи |
1 раз в четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Консультирование |
|||||
|
|
|
Выработка тактики поведения учителя на уроке, повышение компетентности |
В течение года |
|
|
2.Совещание с учителями-предметниками «Возрастные особенности пятиклассников» |
|
Получение сведений в п-д адаптации в ходе наблюдения за детьми |
Сентябрь |
|
|
3.Проблемы сопровождения детей из семей, требующих особого внимания |
|
Осведомленность пед.коллектива |
Сентябрь-октябрь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Просвещение |
|||||
|
|
|
|
|
|
6. Экспертная работа |
|||||
|
|
|
|
|
|
Родители |
|||||
4. Консультирование |
|||||
|
Индивидуальные, групповые консультации |
|
|
В течение года |
|
5. Просвещение |
|||||
|
1.Степень отца и матери в воспитании детей
|
|
Повышение психолого-педагогическо й компетенции |
В течение года |
|
|
2.Развиваем саморегуляцию. |
Лекторий и практические упражнения |
|
Сентябрь-октябрь –ноябрь |
|
|
3.Психологическая помощь родителям учащихся 1-11 кл. «Казахстанские родители 21 века: стань примером своему ребенку» |
|
|
Сентябрь-октябрь |
|
|
4.Причины возникновения девиантного и делинквентного поведения подростков. |
|
|
Ноябрь |
|
|
5.Детская агрессия. Гендерные различия агрессии. Причины, проявления, следствия |
|
|
Ноябрь |
|
|
6.Психоактивные вещества. Предупрежден, значит вооружен! |
|
|
Апрель |
|
|
7.Влияние семейных проблем на ребенка |
|
|
|
|
|
8.Оформление стенда СППС по теме: «Поддерживаем ребенка во время экзаменов» |
|
|
В течение года |
|
|
9. Родительское собрание «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» |
|
|
|
|
Педагог-психолог |
|||||
|
|||||
|
|
|
Согласованность работы разных специалистов |
Сентябрь |
|
|
2.Консультации с педагогами по сопроводительной работе с учащимися в течение года |
|
Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с уч. образ процесса |
|
|
|
3.Оформление кабинета |
|
|
|
|
|
4.Участие в проведении мо кл.руков. |
|
Взаимодействие с кл.руков. |
В течение года |
|
|
5.Изучение нормативных документов и психологической литературы |
|
Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе |
|
|
|
Ознакомление и внедрение профилактической программы «Ближе друг к другу - дальше от вредных привычек» |
|
|
В течение года |
|
|
|||||
|
1.Выступления на педагогических советах школы (по запросу) |
|
Получение педагогами сведений о ходе психол. работы с учащимися по разл. направлениям
|
В течение года |
|
|
2.Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях |
Анализ ситуаций |
Оказание помощи в каких-либо ситуациях |
В течение года |
|
|
Педагог-психолог ГУ "Первомайская средняя школа" Калимергенова А.Е.