«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Первомайка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
 КГУ"Общеобразовательная школа села Первомайка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Психолог парағы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «ПОДРОСТОК И УЧЕБА — ЧТО ПРОИСХОДИТ И КАК БЫТЬ

 
  • На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков — в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения — медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
  • Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь — все неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»
  • Сердце растет и… болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло, не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»
  • Гормональные бури заставляют эмоции подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки. Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, и обращают ли на нее внимание мальчики? Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» — рост, сила, «крутизна».
  • Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.
  • Очень важна социальная сфера:  как складываются отношения в семье, в классе, с преподавателями. Неблагоприятные ситуации приводят к повышенной тревожности, заниженной самооценке, страхам, замкнутости  и т.д. Все это влияет на успеваемость ребенка.

 

Психологи и педагоги советуют:

  1. Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одном уровне.
  2. Дайте подросткам возможность больше двигаться — в движении они должны проводить не менее 2-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся, и все время норовят прилечь на диван.
  3. Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов!
  4. Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  5. Побольше уделяйте вашему любимому подростку внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?». Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле, наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  6. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь… Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми и счастливыми.
  7. Научите подростка планировать свое время, разумно его использовать.
  8. Когда ребенок слишком ленив, значит, в его окружении есть постоянный контролер: кто-то перехватил всю ответственность, и сам растущий человек не отвечает ни за что. Полезно постепенно передавать ответственность самому подростку.
  9. И еще немаловажный фактор: необходимо учитывать индивидуальные способности (генотип) каждого ребенка и его способность адаптироваться к общей учебной программе.
  10. И последнее,  самое важное: ребенок не может жить без интереса к себе и миру. Этот интерес к его личности — отражение искренней любви и внимания родителей и людей, которые его окружают. Если этого интереса нет, он уходит из дома, сторонится родных, друзей и преподавателей. Снижается интерес к учебе. Ребенок ищет близких  отношений, любви на стороне. В 15 – 16 лет он может думать, что любые приятные отношения – это и есть настоящая любовь. Если окружение, а прежде всего, родные не учат душевно близким отношениям, человек продает душу в ответ на внешнее внимание. И любой, кто ласково на него посмотрит, скажет добрые слова, сможет увести его за собой…  Куда?  Вот вопрос.

 

Давайте посмотрим, что можно сделать еще.

Чтобы ребенок почувствовал открытый интерес к самому себе, начните интересоваться  им: что он находит в общении   с друзьями? Что открывает, что замечает во время прогулок? Есть ли любимые учителя в школе? Кто  интересен из взрослых? Чем?

Очень часто мы задаемся вопросом: «Чем  же помочь?». Обыкновенная помощь часто не приносит успеха, видимо, потому, что помощь бывает небезопасна для ребенка: это негативные оценки личности, критика, намеки или прямые высказывания из серии: «Ты недостаточно хорош для меня». Родители, помогая, часто берут слишком высокую плату… К тому же, если родитель напряжен, предлагая помощь, ребенок это чувствует всегда – и отказывается, спасая себя.

Что нужно? Открытое свободное внимание. Найти сильные стороны ребенка, рассказать, что есть в нем хорошего, заинтересовать ребенка его собственной личностью.

Если вы сейчас утомлены всей этой борьбой, устали от своих усилий, которые ведут в пустоту, подумайте о ребенке вот что:

  • Если у вашего ребенка  есть друзья, значит, что-то им интересно в нем (они не забывают вашего ребенка, хотят видеть, переписываются с ним)
  • Если ребенок изо дня в день получает двойки и тройки, но продолжает каждый день ходить в школу – он уже совершает подвиг!
  • Если ребенок часто находится в состоянии стресса от борьбы с вами, но физически здоров до сих пор – значит, в нем есть огромные сила и энергия, которые защищают организм.
  • Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо с ребенком, когда было просто хорошо оттого, что вы его родили. Вы же его рожали не для того, чтобы он вам пятерки из школы носил? Такие дети часто отлично разбираются в компьютерах, моде, молодежной музыке, мобильной связи. Они выносливые, сильные, спортивные.

Я уверена, что вы проявите терпение, понимание, найдете хорошие стороны в своих детях и сможете рассказать им о них. Это будет первым шагом к вашему взаимопониманию, а впоследствии вы сможете менять отношение к учебе. Если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, можете обратиться за помощью к специалисту, которому доверяете.

Жаңартылған күні: 31.08.2016 17:47
Құрылған күні: 25.01.2020 19:21

Текст