Тема: Обособленные уточняющие члены предложения
Цель: 1) знать условия обособления уточняющих членов предложения;
2) развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с уточняющими
членами предложения; повторить обособление определений, обстоятельств;
3) воспит. интерес к предмету.
Оборудование: карточки, тесты, презентация
Ход урока: 1. Орг. момент.
2. Психологический настрой.
3. Буквенный диктант.
На слух записать первые буквы слов грамматических основ:
Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!
(хорошо)
4. Постановка целей урока (слайд)
Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.
В ходе урока вы будете заполнять листы оценивания.
5. Актуализация знаний.
1) Задание на соответствие.
1 вариант
А. Обстоятельство места |
1. На уроке физики дети начали изучать строение атома. |
Б. Обстоятельство времени |
2. Я помню чудное мгновенье |
В. Прямое дополнение |
3. Завтра мы пойдем за грибами. |
Г. Несогласованное определение |
4. Поэт Пушкин – основоположник русского литературного языка |
Д. Составное глагольное сказуемое |
5. В лесу ребята нашли ежика. |
2 вариант
А. Обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. |
1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. |
Б. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом |
2. Остановившись он долго рассматривал след |
В. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом |
3. Березонька – беляночка красавица лесов проснулась спозараночку от птичьих голосов. |
Г. Обособленное определение, выраженное приложением |
4. Впереди нас за срубленным лесом открылась большая поляна. |
Д. Обособленный уточняющий член предложения |
5. Снежные хлопья косыми лучами падали под ноги засыпая следы каравана. |
2) Синтаксический разбор предложения.
С теплым ветром и ярким солнцем пришла весна в лес.
3) Выписать предложения с обособленными уточняющими членами предложения, поставить знаки препинания.
А) Весной в лесу особенно хорошо.
Б) Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.
В) Вечером играли весёлые малыши.
Г) Вечером на детской площадке играли весёлые малыши.
5.Тема урока.
1)Работа в группах.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите обособленные уточняющие члены препинания. Выразительно прочитайте.
1 группа.
1.Здесь в городе цивилизация спорит с экологией.
2.Взрослые сели пить чай вечером после шести часов.
2 группа.
1. Разные города даже самые небольшие окружены теперь дачами.
2. Это был Гаврила Степанов или попросту Гаврюша.
3 группа.
1. Никто даже волк не мог поймать колобка.
2. Им спортсменам не привыкать к физическим нагрузкам.
4
группа.
Здесь, среди болот, пробирается тоненький
ручеек.
Нутрия или водяная крыса ценится своим мехом.
2) Игра – разминка «Угадайте слово»
А) Большое болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.
Б) Всходила ясная луна, и звезд на небе становилось больше.
В) Дополнение – второстепенный член предложения.
Г) Вечером на детской площадке играли веселые малыши.
1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.
2) Из определения второго предложения возьмите корень.
3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.
4) Окончание возьмите у обстоятельства места четвёртого предложения.
(по-ясн-ени-е)
- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?
(Поясняющие слова, так же как и уточняющие, обособляются: в письменной речи выделяются запятыми, а в устной речи интонационно).
3) Рассмотрим предложения, данные на слайде. С помощью каких слов могут присоединяться уточняющие предложения?
- Бросились за доктором, то есть домашним лекарем Харитоном.
- Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности.
- Бархат амурский, или пробковое дерево, растет в лесах Приморья.
- Самые скороспелые грибы, например сыроежки, достигают полного развития в три дня.
- Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды, в частности ягоды смородины.
4) Индивидуальное задание.
Придумайте предложения по данному началу.
1) Утром, часов в семь, ...
2) Зимой, в конце декабря, ...
3) Недалеко, напротив парка, ...
4) Главный член предложения, а именно подлежащее, ...
5) Все присутствующие, в том числе и приезжие, …
5) Тест по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»
1. Найдите неверное утверждение
1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения
2. В каком предложении нет уточняющих членов?
1) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
2) Встали мы очень поздно, в девять часов.
3) С утра поползли серые, как дым, облака.
4) Там, в деревне, он, очевидно, зная себя на своем месте, никуда не спешил.
3. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены
запятые.
1) Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку
2) Впереди на дороге, толпились люди.
3) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
4) Снег лежал высоко, в горах.
4. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.
5. Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении.
Несколько в стороне от него (1) на матрасике (2) лежал белый кот; увидев Каштанку (3) он
вскочил (4) выгнув спину в дугу (5) задрал хвост (6) взъерошил шерсть (7) и тоже зашипел. (А. Чехов)
1) 1, 2, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4, 5.
3) 1, 2, 4, 5, 6.
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6.
6. В этом предложении надо выделить запятыми
Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)
1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.
7. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении
1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
8. Обособленного уточняющего обстоятельства НЕТ в предложении
1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
3) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
4) Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)
9. При помощи специального слова обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении
1) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
2) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
10. При помощи специального союза обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении
1) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
2) Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Слева, с тускло чернеющих пашен, с равнины, дул теплый ветерок. (И. Бунин)
6) Практическое задание.
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.
Здесь среди болот поросших богатой
растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так
начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через
несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч
больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её
берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные
сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый
круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то
после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.
6. Домашнее задание:
параграф 35 упр. 328
7. Рефлексия.