«Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования»
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:
— общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
— не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;
— затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения;
— является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
— часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей. Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения;
— среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
— акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.
Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Для этого в Казахстане вводят такой способ оценивания, как критериальный.
Критериальное оценивание — процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание делится на два вида: формативное и суммативное.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (по ходу обучения):
определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.
используется — в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);
обратная связь, обеспечивающая прогресс;
выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;
помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;
таким образом, формативное оценивание несёт функции: формирующую, стимулирующую и мотивирующую.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (в конце темы, раздела, четверти):
определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.)
выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени
формы и способы оценки определяет учитель
центром в классе является сам учитель.
Задачи оценивания:
1.Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
2.Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
3.Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
5.Отслеживание эффективности учебной программы;
6.Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть:
— понятным всем участникам образовательного процесса;
— гибким;
— многоинструментальным;
— психологически комфортным;
— многосоставным.
С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формативное и суммативное.
Сегодня жизнь требует новых идей, новых подходов в обучении. Каждый учитель на практике сталкивается с множеством трудностей, с проблемами, но человек, который носит звание учителя, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения, не просто выражали свои мысли, а могли всегда привести доказательства и применить на практике.
Учителю
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания и обучения;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей,
Использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Ученикам
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить
Родителям
Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе.
Таким образом, использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей.
Неотъемлемой частью содержания образования является система оценивания достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения. При внедрении обновленного среднего образования используется система критериального оценивания учебных достижений обучающихся. Новая для Казахстана система критериального оценивания направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям. Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся общеобразовательных школ. Это позволит обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. По данным ОЭСР (2014) оценивание на основе критериев будет носить более справедливый характер и способствовать созданию необходимых условий для повышения качества обучения в казахстанских школах.
Целью критериального оценивания является получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление ее всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Задачи системы критериального оценивания:
Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе;
Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи;
Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания;
Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию: – обучающимся о качестве их обучения; – учителям о прогрессе обучающихся; – родителям о степени достижения результатов обучения; – органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание. Многие учителя нашей страны в начале пути применения формативного оценивания.
Очень важно, чтобы учителя в рамках деятельности методических объединений работали совместно как в период планирования форм оценивания, так и в процессе анализа и подготовки обратной связи. Обмен опытом способствует более быстрому продвижению в понимании специфики формативного оценивания и, соответственно, достижению цели улучшения процесса обучения.
Применение формативного оценивания предполагает привлечение родителей. В процессе работы с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы по поводу изменений в системе оценивания, так как знания родителей основаны на предыдущем собственном школьном опыте, который не дает им информацию о формативном оценивании. Было бы особенно полезно показать родителям примеры формативного оценивания в день открытых дверей.
Диагностический, формативный и суммативный виды оценивания являются составными частями системы оценивания, они существуют и функционируют параллельно с целью улучшения качества обучения и учения.