Анализ проведения месячника начальных классов
Цель проведения:
поиск путей повышения качества образовательного процесса через освоение и внедрение в практику
работы современных образовательных технологий;
показать методические приемы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.
Задачи:
1. Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым
учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.
2. Повышение интереса обучающихся к учебной деятельности.
3. Формировать коммуникативные навыки, умение подчинять свои интересы интересам коллектива;
4. Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Для успешной реализации поставленных задач был разработан план проведения месячника. В составлении плана приняли участие все учителя начальной ступени обучения.
В течение месяца (с 13.11.17 по 13.12.17) вся работа МО проводилась по направлениям: организационные вопросы; изучение педагогического опыта; совершенствование лаборатории учителей; совершенствование педагогического мастерства молодых учителей; внеклассная работа учителей.
Всего было проведено три внеклассных мероприятия и 13 открытых уроков по предметам: казахский язык, математика, литературное чтение, обучение грамоте, познание мира.
В 3 «Б» классе учителем Сикорской Л.Л. были проведены два урока по литературному чтению и математике . Урок математики на тему «Решение задач. Цена, количество, стоимость», целью которого было закрепление знаний и умений по решению задач у учащихся. На уроке применялись такие приемы обучения: фронтальный опрос, уточнение терминов, анализ возможных путей решения проблемы; выделение первого шага по пути решения
проблемы; подведение учащихся к формулированию вывода по решению проблемы.
Использовались формы организации познавательной деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, учитель-ученик. Учителем тщательно продуман каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанноет овладение способа действия. Этапы были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Цели на уроке были достигнуты.
Урок литературного чтения на тему «М.Зощенко «Умная птичка»» был проведен на основе технологии « БиС». Целью данного урока является развитие скоростного, логического, критического мышления, словарного запаса,
информационной компетентности. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета. Цель определяли сами учащиеся, исходя из темы урока. Для получения качественного технологического результата измерялся каждый этап урока: за память по запоминанию опорных слов (контроль – взаимопроверка учащихся);
за количество слов в ТСЗ, перекрестный опрос и критический опрос. После каждого этапа проводилась рефлексия. Людмилой Леонидовной было уделено огромное внимание воспитательной стороне урока. Поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счёт включения учащихся в процесс обучения, мотивации учения. На
уроке были полностью реализованы все поставленные задачи.
Кыдырбаевой Е.К. были проведены открытый урок и внеклассное мероприятие в 3 «А» классе. Целью урока
по познанию мира на тему «Табиғат қубылыстары» было дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе. Структура урока соответствовала теме урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (иллюстрации); практические (работа с карточками). Учитель применил проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем): учащиеся работали с текстом, обсуждали прочитанное, составляли кластеры. На этапе проверки усвоения знаний учащиеся в игровой форме закрепляли полученные знания и систематизировали их. Цели на уроке были достигнуты.
Внеклассное мероприятие «Жүзден жүйрік» прошло в виде соревнования между двумя командами. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия. Ребята сочиняли стихотворения, работали с пословицами, отгадывали загадки (на русском, казахском, английском языках),
отвечали на занимательные вопросы, подготовили и показали домашнее задание: пели песни, танцевали. Соревнование прошло в духе соперничества, взаимопомощи. В конце мероприятия команды были награждены. Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
Душаловой Ч.У. был проведен открытый урок по литературному чтению на тему «Менің Отаным - Қазақстан» во 2 «А» классе. Цель данного урока: учить анализировать текст Ж.Аймауытова; отработать понятие Родина; умение делать выводы. Применялись разные формы и приемы работы: самостоятельное чтение текста, словарная работа, составление «толстых и тонких» вопросов, загадки, стихотворения, кроссворд.
Учащиеся работали в парах, в группах, самостоятельно. Использовались игровые приемы: «Определи правильно», «Дополни фразу». Все выбранные методы и приемы способствовали достижению планируемых результатов.
Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на формирование самостоятельного мышления, развития познавательных интересов учащихся. На протяжении всего урока дети были активны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности на уроке.
Запланированное внеклассное мероприятие Душаловой Ч.У. проведено не было.
Вечкуткиной Т.В. в нулевом «Б» классе проведены два урока по предметам математики и обучения грамоте. Целью урока по математике на тему «Я познаю мир» было знакомство с днями недели, закрепление ранее полученных знаний. Урок прошел в игровой форме: путешествие по дням недели. Ребята работали с числовым рядом, вспомнили единицы измерения, сравнивали, решали примеры, задачи, определяли состав чисел, выполняли задание на сравнение величин. Весь урок дети были активными, внимательными и усердными. Урок выстроен
в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Были использованы и различные методы мотивации (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха
поощрения, связь с жизнью, использование наглядности, различные средства обучения). Дети тему усвоили,
поставленные задачи реализованы.
Цель урока по обучению грамоте на тему «Безопасность на улице»: познакомить детей с буквой Нн и звуками, которые эта буква обозначает [н], [н']; научить выполнять звуковой анализ слов, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами. Урок шел в оптимальном темпе, части
логически связаны друг с другом. Применялись разнообразные виды учебной работы: игры; загадки, стихотворения; составление звуко-буквенной модели слов; работа с картинкой; чтение слогов,
слов, предложений; составление слов. Каждый этап работы был нацелен на достижение определенного результата. В
соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, коллективная и парная. Кроме учебных задач Татьяна Владимировна старалась реализовать задачи развивающего и
воспитывающего характера (привитие прилежания, внимания, умение рассуждать, делать выводы, работать самостоятельно, на месте и у доски, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных, как организационных, так и коммуникативных.
Сикорской М.В. в 4 «Б» классе проведены два урока по математике и литературному чтению. Цель урока по математике на тему «Решение задач на встречное движение»: знание формул нахождения величин "скорость,
время, расстояние", умение применять их на практике и решать задачи на встречное движение: вычислять
общее расстояние двух движущихся объектов более рациональным способом. Для того чтобы ученик был не только
слушателем, но и активным участником учебной деятельности, на уроке был применен деятельностный подход в
обучении. В связи с этим проводилась работа над мотивацией, учитель вовлекала детей в поиски способов действий и самостоятельным их выполнением, самоконтролем и самооценкой. На разных этапах урока применялись
различные формы и приемы работы с учащимися: работа в группах (решение задачи, работа по карточкам), в парах (работа по тренажерам), индивидуальная (игра «Кто самый внимательный», «Расшифруй слово»).
Цель урока по литературному чтению на тему «Мифы древней Греции «Дедал и Икар»: анализировать текст и делать определённые выводы; развивать навык осознанного, беглого чтения про себя. Учащиеся самостоятельно определяли тему и цель урока, изучали новый материал, оценивали себя в листе самооценивания в соответствии с установленными критериями. Были применены индивидуальная, групповая и парная формы работы с учащимися; частично - поисковый метод, тестирование, метод контроля. На уроке осуществлялась развитие логического мышления учащихся, критичность мыслительной деятельности, умение сравнивать, делать выводы. Присутствовал наглядный и раздаточный материал, воспитательные моменты.
Фоминовой Т.В. проведены два урока в 1 «Б» классе. Цель урока математики на тему «Сложение и вычитание в пределах 20»: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах,
закрепления навыков счета в пределах 20. Урок проведен в форме путешествия. Вначале учащиеся определяли
тему и цель урока и в течение всего урока демонстрировали большой объем хорошо усвоенного материала при работе с числами и их действиями; также работали в группах и в парах. Были использованы игровые моменты, которые помогают легко усваивать материал. Урок выстроен в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, систематизировал и укрепил знания школьников. Поставленных целей на уроке достигли.
Целью урока по познанию мира на тему «Город и село» являлось сформировать у учащихся представление о городе и селе; уметь сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов. При актуализации знаний перед учащимися была поставлена проблема, которую нужно было выполнить, опираясь
на жизненный опыт учащихся. При знакомстве с новым материалом ребята составляли и защищали постер на данную тему. На этапе закрепления учителем было предложено решение кроссворда, загадки и тестирование. Т.е на уроке применялись разные приемы и методы обучения. Учащиеся совершали взаимопроверку по образцу. Урок был насыщен наглядным материалом. Все этапы урока были взаимосвязаны и способствовали достижению планируемых результатов.
Бискуб К.А. проведен во 2 «Б» урок познания мира и внеклассное мероприятие с учащимися 1-4 классов. Урок на тему «Наш класс» проведен с целью: дать определение словам «мы», «я», «дружный класс»; оценивать сложившиеся отношения в классе; осознавать необходимость сплочения учащихся как членов единого коллектива – класса. На уроке применялись разные приемы обучения: презентация, чтение стихотворения, групповая работа, работа с пословицами, игра с сигнальными карточками, которые соответствовали задачам урока, характеру и
содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый. Рекомендации: после каждого проведенного этапа урока нужно подводить учащихся к итогу выполненной работы.
Внеклассное мероприятие «В мире сказок» проведено в форме игры – викторины. Цель: выработать умения самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия; создать условия для формирования
читательских умений, обобщить и систематизировать знания о сказках. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Все поставленные задачи удалось реализовать. Встреча со сказкой дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации.
Шарипбаевой Н.У. были проведены внеклассное мероприятие в 1 «А» и 4 «А» классах и урок по казахскому языку в 4 «А» классе.
Урок на тему «Күрделі сөздер» был проведен с целью сформировать представления о способах образования
сложных слов, научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. В основном на уроке применялись коллективная и индивидуальная формы работы: выполнение заданий по карточкам,
составление кластера, работа у доски. Подбор заданий помог каждому ребенку на уроке продвинуться в своем индивидуальном развитии. Все этапы взаимосвязаны и подчинены теме урока. Осуществлению поставленных целей и задач урока способствовали выбранные методы обучения (наглядные, практические, словесные,
проблемно-поисковые). На уроке была доброжелательная обстановка. Рекомендации учителю: минутки чистописания в 4 классе по содержанию должны носить более сложный и объемный материал, также на уроках проводить словарно – орфографическую работу для обогащения и уточнения словарного запаса учащихся.
Внеклассное мероприятие на тему «Ұлттық ойындар» было проведено с целью возрождения казахских народных традиционных игр среди детей, воспитание патриотизма через казахские подвижные игры. Учителем была организована выставка с наглядным материалом на тему данного мероприятия, подготовлен необходимый инвентарь. Были проведены игры: «Кыз кыу», «Коқпар», «Асык», перетягивание каната, борьба и др. Во время проведения игр ученики развивали ловкость, быстроту, силу.
Учащиеся сами выбирали игру методом случайного выбора, а учитель рассказывал правила. Ребята с удовольствием участвовали в проведении игр. Несмотря на положительные результаты , следует отметить,
что не на всех этапах мероприятия удалось учитывать индивидуальные физические способности и особенности каждого школьника.
Танатқан Ә. Қ. в нулевом «А» классе провела урок обучения грамоте на тему ««Ақылды ешкі: «Ш» әрпі мен дыбысы»
. Цель данного урока: познакомить детей с новой буквой и звуком; учить читать слоги, слова с данной буквой. С
целью заинтересованности и усиления активности учащихся учителем были введены игровые моменты, разные
приемы работы. На уроке дети были вовлечены в учебную деятельность: работали по тексту, с картинками, делили слова на слоги и др. Каждому ребенку была представлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем выполнен.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся.
Следует отметить, что в течение методического месяца педагоги имели возможность побывать на различных по содержанию, теме, структуре открытых уроках и внеклассных мероприятиях. На всех уроках учителя применяли современные образовательные технологии, что вызвало интерес учащихся к данным урокам. Проводимые уроки отличались разнообразием приемов и методов обучения. Присутствовали виды оценивания: взаимооценивание, самооценивание. На уроках проводилась рефлексия и физминутки; были использованы все необходимые учебные пособия и дополнительные материалы. К ним можно отнести наглядный материал, раздаточный материал, электронную презентацию, музыкальное сопровождение, интерактивную доску. Уроки соответствовали требованиям программы обучения.
Проведенные мероприятия были интересны и познавательны, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
По результатам проведения месячника МО начальных классов можно сделать следующие выводы:
-Проведение месячника МО начальных классов следует считать удовлетворительным.
Учителя применяли на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, ТКМ, интерактивные, групповые методы работы, разнообразные творческие методы.
Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
В качестве недочетов и перспектив можно определить следующее:
Учителям увеличить число взаимопосещений уроков.
Еще активнее использовать на уроках методы поисковой, исследовательской деятельности, иных современных методик преподавания.
Руководитель МО начальных классов: Сикорская М.В.