Как провести урок интересно и увлекательно?
Многие начинающие и даже опытные педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать и были готовы учить только ваш предмет дни напролет?
Анатоль Франс сказал «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным?
Конечно, есть много различных методов и приемов, и среди них можно найти несколько составляющих, которые помогут разнообразить ваш урок.
Начните урок необычно, интересно, применив нестандартные методы. Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.
Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так можно задействовать не только активистов, но и отстающих учеников. Найдите дело для каждого!
Презентация или видео, в котором рассказывается, например, о биографии писателя или о работе дыхательной системы, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.
Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос.
Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция – опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение
Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.
Держите в запасе несколько необычных вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться – самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.
Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
Используйте элементы геймификации: вместо самостоятельной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл,за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов.
Например, вместо банального чтения произведения предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём. Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
И напоследок – пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов – штука увлекательная.