Классный час
ФИО педагога |
ФоминоваТ.В. |
|
Дата: |
17.03.2022г |
|
Класс: 1Б |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
Тема урока |
Наурыз – начало года |
|
Цели урока |
Закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, коммуникативности, умения работать в одной команде. Привитие интереса к предмету. Закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, коммуникативности, умения работать в одной команде. Привитие интереса к предмету. познакомить и закрепить у детей знания о прекрасных казахских народных традициях,обычаях, обрядах. |
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Ресурсы |
Организационный момент. (Тренинг) |
Звучит Государственный гимн РК. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта - в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. "Наурыз" в переводе с казахского - "новый день". Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так казахи называли Наурыз также "Улыс кyні" ("Первый день Нового года"), "Улыстын улы кyні" ("Великий день народа"). Отношение народа к Наурызу характеризуется тем, что мальчиков, родившихся в этот день называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек - Наурызгуль или Наурыз. Чтобы счастье и удача не покидала Вас и Ваш дом, разрешите нам провести небольшой обряд « Шашу». Обряд: «Шашу» Прослушивание песни про наурыз. (аудиозапись) |
Исполняют гимн. Ответы детей Дети хором отвечают
Дети собирают Шашу |
Презентация, оформление кабинета
Шашу |
(5 мин) |
Слушайте все! Слушайте все! Согласно другой версии, Наурыз - имя нищего. Перед смертью он обратился к старикам со словами, что ему некому оставить свое имя. Старики обещали ежегодно готовить Наурыз-коже в память о нем. |
Ребята рассказывают стихотворение
Ребята высказывают свое мнение
Отвечают на вопросы
|
Стихотворение
Картинки
|
Основная часть (15 мин) |
До наступления праздника люди приводили в порядок свои дома, расплачивались с долгами, поссорившиеся - мирились. А в этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовилась похлебка - "Наурыз-коже Наурыз коже А мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан. Для этого, из предложенных карточек с названиями различных блюд, нужно выбрать названия казахских национальных блюд. ("Палау", "Драники", "Шубат", "Квас", "Борщ", "Самса", "Баурсаки", Чак-чак", "Курт", "Кумыс", "Наурыз-коже", "Иримшик", "Куырдак", "Манты"). В заключении трапезы старший из присутствующих (а мы попросим ващу учительницу) дает благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало ваши Физминутка
Вашему вниманию предоставляется видео-фрагмет национального танца казахов. (каражорга видео ролик) В день Наурыза казахи одевали праздничную одежду. А вот так наши дети нарисовали казахскую красавицу и юношу в национальной одежде. В этот день рассвет встречали все вместе. В полдень на условленном месте резали быка и варили из его мяса блюдо "бел кетерер" ("выпрямляющий стан"). После этого начиналась игра "Айќыин-уйкыш" ("Друг другу навстречу"). А мы с вами сыграем в эту игру так: команда мальчиков становиться напротив команды девочек, посередине ставим шкатулку с призом. Теперь каждая команда по очереди называет героя казахских сказок или эпоса, и делают шаг вперед. На раздумье дается 2-3 секунды. Побеждает тот, кто первым дойдет до шкатулки. Праздник "Наурыз-мейрамы" не обходился без спортивной борьбы. Вот и мы с вами проведем казахскую национальную игру "Вытолкни из круга" или "Схватка". Рисуем круг. Из команд приглашаются 2 участника. Они становятся друг напротив друга в круг. На одной ноге. Задача: вытолкнуть противника из круга, подталкивая его только плечом или грудью. В день праздника Наурыз люди играют в различные национальные игры и проводят состязания. Какие игры вы знаете? Назовите их, (тогыз кумалак, кыз куу, асык, тенге алу, байге, арканды тартау ). У каждого народа есть свои обычаи и обряды. Мы сейчас с вами посмотрим обряд Тұсаукесер, который проводится когда малыш делает первые шаги. |
Ребята внимательно слушают
Выполняют движения
Просмотр видео |
Рассказ о традиционном угощении
Музыка Видео |
Практическая часть
(5мин) |
Игра: «Кто больше». Назвать как можно больше слов на казахском языке Конкурс батыров: (выходят 2 мальчика и, хлопая друг друга по ладошке, называют слово на казахском языке.Кто будет последним, тот и победитель) Загадки А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, а вы дружно отвечайте. 1. Он растёт не в огороде, А растёт в большущем поле Очень нужен он нам Хлеб чудесный – это …(нан) 2. Любят все с ним играть Все узнают – это мяч. Он по полу скок – скок Мяч весёлый – это …(доп) 3. Вам в бидон его нальют Все ребята тёплым пьют. Молоко назвали - …(сут) 4. Вяжет всем ребятам варежки и шапки Все узнали без труда Это бабушка - …(апа) 5. Смастерит он вам лошадку Даст в свисточек погудеть Вы узнали – это дед. А по – казахски скажем без труда Дедушка милый – это …(ата) Игра на внимание. Если согласны, то хлопайте. Если не согласны, то поднимате руки вверх. |
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадки |
Игра
Загадки |
Подведение итогов (3 мин) »
|
Давайте вспомним. Что обозначает Наурыз? О каких казахских народных традициях, обычаях вы узнали? |
Высказывают своё мнение. |
Вопросы |
Рефлексия (7 мин) |
. -На классном часе я узнал… |
Высказывают свое мнение |
Вопросы |
Завершение (2 мин) |
Исполнение песни «Наурыз» |
Дети поют
|
Песня |