Тема урока:
М. Зощенко « Умная птичка».
Цель
урока: Познакомить с творчеством М. Зощенко ;
развивать читательский интерес к произведениям писателя; раскрыть нравственно - экологические и художественные основы рассказа; развивать скоростное, логическое и критическое мышление; обогащать словарный запас. Воспитывать нравственные качества: доброту, сопереживание, бережное отношение к
природе.
Форма
проведения: карта «Устный урок –1». Технология БиС.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Для активизации класса дается слово лидеру.
Ребята, мы с вами команда – класс
Должны мы собраться в ответственный час.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.
Объяснение порядка работы по карте. ( в правом верхнем углу доски ставится число нормы 63% (7 )
3.
Сообщение темы и цели урока.
- Девизом нашего урока будут слова
М.Пришвина : «Беречь и охранять природу - значит охранять Родину»
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Сегодня познакомимся с произведением Михаила Михайловича Зощенко «Умная птичка». Небольшой рассказ писателя поднимает большую проблему - бережно ли мы относимся к нашим друзьям – птицам.
- Какие цели поставим перед собой.
Знать…(литературные термины, автора)
Уметь…(анализировать произведение)
Развивать: … (технику чтения, словарный запас)
Познакомимся с писателем М. Зощенко.
М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и писательнице.. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Зощенко очень любит детей, он всегда был по отношению к ним предельно открыт и
доверчив. В своих рассказах он щедро одаривает детей добротой, уважением и правдой.
4. Опорные слова
(7 слов) по новой теме. Словарная работа.
Гнёздышко - уменьш. - ласкательное слово к слову гнездо.
Птенчик - детеныш птиц.
Мамаша – мама птенцов.
Шапка – головной убор.
Вспорхнула - улетела
Пернатая – покрытая перьями.
Нарочно – специально.
- Даю время на запоминание слов (30 секунд)
- Запишите эти слова в тетрадь. ( 30 секунд)
-Время закончилось. Убрали ручки. Обмениваемся тетрадями и считаем сколько слов.
Кто написал 6-7 слов получает +. (Анализ выявление причин)
5.Организация осмысления.
Самостоятельное чтение рассказа М.М. Зощенко « Умная птичка».
Время на чтение 5 минут.
6.Перекрестный опрос.
1. Что нашёл мальчик в лесу?
2.Кто сидел в гнёздышке?
3.Какие были птенчики?
(Малюсенькие , голенькие)
4.Что они делали? (они пищали и ждали мамашу)
5.Чего они ждали от мамаши? ( когда она прилетит и покормит их червячками и мушками).
6.Чему обрадовался мальчик? (что нашел славных птенчиков)
7.Кто упал с дерева? (пернатая птица)
8.Что делала птица? ( она упала и лежала в траве)
9.Когда мальчик подбежал к птичке, что она сделала?
(Вспорхнула и улетела)
10.Зачем мальчик вернулся назад? (Чтобы взять себе хоть одного птенчика)
11.Что понял мальчик? ( Что птичка нарочно упала с дерева, бегала по земле)
12.Зачем птичка обманывала мальчика? (Чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка)
13.Что собрал мальчик и куда пошёл он? (собрал лесной земляники, покушал и пошел домой)
Анализ (выявление причины ) МПМ%
Критический опрос.
Где гулял мальчик и нашёл муравейник? ( гулял в лесу, нашёл гнездышко)
Почему мальчик рассердился , когда нашёл таких славных птенцов? (он обрадовался)
Сколько птенчиков хотел взять мальчик, чтобы отнести их на речку? (отнести домой)
Почему птичка немного попрыгала – попрыгала и улетела? (отбежала в сторону)
Почему мальчик остался под деревом? ( он побежал за ней)
Почему когда мальчик подошёл к этой птичке она снова отлетела? ( снова отбежала)
Зачем мальчик остановился? ( он побежал за ней)
Зачем мальчик надел на себя шапку? ( снял шапку)
Почему птичка не испугалась и осталась сидеть в траве? ( испугалась, вспорхнула и улетела)
Чему обрадовался мальчик? ( он рассердился на эту птичку)
Как повёл себя мальчик, когда увидел, что нашел гнездо? (потерял то место)
Где же мальчик нашёл птенчика? ( не нашел)
Почему мальчик покрепился лесной земляникой и снова пошел искать гнёздышко? (он пошел домой)
Тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме.
- Вы должны записать 37 слов. На это вам дается 5 минут. Слова пишутся разборчиво, не сокращая.
Предлоги и союзы не считаются словами.
Время 5 минут.
Обобщение.
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто его написал?
- А как бы вы поступили на месте мальчика?
-Какие выводы сделал для себя мальчик ?
- Какова же основная идея рассказа? ( Птички бывают умные)
-Как же мы можем назвать птичку, какая она? ( Птичка умная, заботливая, рисковала своей жизнью, спасала своих детенышей).
-Чему учит нас этот рассказ?
(Бережно относится к нашим друзьям – птицам.)
-Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- В парах составьте постер «Правила поведения в лесу»
- Помните слова писателя-натуралиста М.Пришвина :
«Беречь и охранять природу - значит охранять Родину»?
Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор !
Выставление оценок
4 плюса- 5балов.
3 плюса – 4 бала
2 плюса –3 бала
Домашнее задание. Стр.149-151 читать и пересказывать.
Рефлексия.
- Я предлагаю оценить вашу работу на уроке. Если урок вам понятен и понравился , то посадите
птицу в гнездо, если урок не понравился и содержание темы не понятно, то птицу посадите под гнездо.