8 класс
Тема: «Понятие об обособленных членах предложения».
Цели урока: -
образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала
через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;
-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать
самостоятельные выводы;
-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать,
уважать другое мнение.
Ход урока
I. Орг.момент.
Сообщение темы и цели урока.
II.Языковая разминка.
1. Работа по карточкам.
2. Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики,
шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане
очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)
1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.
2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными
членами.
3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.
4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.
III. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
-Как отличить однородные определения от неоднородных?
-Назовите условия постановки и не постановки знаков препинания между определениями.
-Расскажите о предложениях, осложненных однородными членами.
IV.Новая тема.
1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.
учитель |
ученики |
-Прочитайте предложения
-Что общего в этих предложениях? -Чем различаются эти предложения?
-На какое слово в первом предложении падает логическое ударение -А во втором предложении? - Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?
-Проследите, как меняется интонация в предложениях.
- Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении? -В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы? -Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение?
-Как они выделяются на письме? -Какая же проблема будет решаться на уроке?
-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения. -Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров. -Запишите тему урока.-Попробуйте сформулировать цель урока.
|
Читают. Пришла яркая и солнечная весна. Пришла весна, яркая и солнечная. -Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения. -Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна. - На слово весна. - На слова яркая , солнечная.
- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна. -В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает.
-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны.
-Во 2-м предложении.
-Смысловыми отрезками
-Запятыми. -Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются? -Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.
-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой.
Записывают тему : «Понятие об обособлении» -Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения. |
2.Чтение теоретического материала на стр.138.
Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике.
-Назовите виды обособленных членов предложения (со
значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением
уточнения, присоединения.
-Как выделяются обособленные члены предложения? (В
устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными
знаками препинания)
-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).
V.Развитие умений находить обособленные члены предложения. Закрепление.
1.Устное выполнение упр.№281 (1-3 предложение записать в тетрадь) - развивается умение находить обособленные
члены предложения.
2. Упр. 282 стр.139
3. Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они
присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.
1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг
полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.
VI. Подведение итогов урока.
-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены
предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.
VII. Домашнее задание.
1.П.31 упр 281(4-9 предложение) стр. 138-139.