Дата______________
Урок № 100
Тема: «В. Сутеев. Снежный зайчик».
Задачи:
Развивать умение сотрудничать.
Способствовать нравственному воспитанию детей.
Формировать читательские умения.
Формирование УУД:
1.Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
2. Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
3. Познавательные
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;
- строить речевое высказывание в устной форме
4. Личностные:
-умения нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Оборудование: карточки с отрывками из произведений, модели обложек, карточки со словами учебных действий и названиями произведений, самооценочные линеечки, пословицы, ноутбук.
Ход урока:
Актуализация знаний.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть и желаю всем нам успешной работы на уроке литературного чтения. Скажите, чему учат нас уроки литературного чтения?
(слушаем ответы детей: уроки учат читать, знакомят с произведениями и их авторами, учат высказывать своё отношение к героям и т.д.)
- Сегодня у нас в гостях герои из книг. В роли литературных героев выступят ребята нашего класса. Мы послушаем их разговор и отгадаем, из какого произведения эти герои. Я приглашаю их к нам.
(Дети разыгрывают диалоги из произведений:
А) Дядя Миша. В. Сутеев.
Б) Палочка – выручалочка. В. Сутеев.
В) Под грибом. В. Сутеев. ( Приложение 1)
- Что объединяет эти произведения? (Сказки о животных, автор – Владимир Сутеев)
– Какая модель к ним подходит? (выберем из предложенных)
(На доске появляется схема:
Палочка – выручалочка
Дядя Миша
В. Сутеев. Сказки
Под грибом
- Я к этой схеме хочу добавить ещё одно
произведение. ( беру карточку «Снежный зайчик»)
- Могу я это сделать?
(Нет, это не сказка, а рассказ В. Сутеева)
- Выберите модель для рассказа «Снежный зайчик»
(дети выбирают модель для рассказа о детях)
Итак, тема урока: В. Сутеев. Снежный зайчик. (на доске тема урока)
Вчера на уроке мы начали знакомиться с рассказом, дома вы его дочитали.
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята, посмотрите по содержанию, в какой раздел входит данное произведение? (в раздел «О детях и для детей)
- А какие учебные задачи мы решаем, изучая произведения о детях?
Дать оценку поступкам героев произведения. Это задача нашего урока.
(задача урока на доске)
- А что будем делать, решая задачу урока? (читать, обсуждать, делать выводы)
- А как мы можем читать? (вслух, про себя, цепочкой, по ролям)
3. Повторное чтение, работа с произведением (читают хорошо читающие дети)
1 часть
- Какое настроение у ребят? (Радостное)
- Почему? ( день тёплый, снег липкий)
- Какое отношение к ребятам возникает у нас, читателей?
(хорошее, мы рады за них, тоже хочется вместе с ними лепить из снега)
2 часть
- Изменилось ли настроение у ребят? ( по-разному, не у всех радостное)
- А наше отношение к ним? (немного сочувствуем Кате)
3 и 4 части.
- Ребята, а вы можете сказать, кто же из ребят главный герой рассказа? (Катя)
- Что она делает? (в течение всей истории лепит зайчика)
- Какие слова она повторяет всё время? (я буду зайчика лепить)
- Какие слова автор повторяет каждый раз, когда пишет о Кате?
(маленькая Катя)
- Что Сутеев хотел нам сказать? (нужно добиваться поставленной цели)
- Как называется качество человека, который всегда добивается своей цели? (упорство, настойчивость,
целеустремлённость)
Физминутка «Кто в классе?»
(В классе нет никого, в классе мальчики, …девочки, дежурные, у кого хорошее настроение, кто родился зимой, кто любит кататься на лыжах, кто любит лепить из снега, кто любит урок чтения и т.п)
Работа в парах.
- Какую учебную задачу решаем? (даём оценку поступкам героев произведения «Снежный зайчик»)
- Для этого: читаем, обсуждаем. Мы обсуждали вместе, коллективно, а теперь обсуждаем в парах.
Задания для пар (дифференцированные задания)
Из частей собрать пословицы. Выбрать ту, которая больше других подходит к произведению. Объяснить выбор. (Приложение 2)
Даны отрывки из ранее изученных произведений.
Узнать героев и выбрать тех, которые схожи характером с героиней рассказа. (Приложение 3)
( Таня – «Смородинка», Алёшка – «Как Алёшке учиться надоело», Бобка – «Заплатка»)
Заполнить таблицу в тетради на с.34.№3
Проверка работы. (выходят представители от 1 группы заданий, зачитывают выбранные пословицы, объясняют свой выбор, ребята 2 группы заданий читают рассказы героев о себе, называют имена персонажей и говорят, чем герои схожи с Катей, а 3 группа заполняет таблицу на интерактивной доске)
- Пришло время сделать выводы. Помогут памятки. (Приложение 4)
(на доске список качеств человека и памятка, каким может быть наше отношение к герою)
(Вывод: Главная героиня рассказа - хотя ещё и маленькая девочка, но упорная, терпеливая, трудолюбивая, скромная, она настойчиво добивается поставленной цели. Мы восхищаемся ею, одобряем. Нам нужно
брать с неё пример)
- Ребята, а в каких ситуациях вам пригодится упорство и терпение?
5. Самооценка.
- Ребята, сегодня вы много читали, обсуждали, делали выводы. Оцените, как это у вас получилось
(на карточках самооценочные линеечки «Как я читал, обсуждал, делал выводы»)
- В заключение урока, (раз героиня нам понравилась), сделаем для неё в подарок ещё одного зайчика из снежных комочков. (интерактивная доска: собираем зайчика из частей)
6. Д/з (на выбор)
- Выполнить задания в тетради на стр.33-34.
- Подготовить выразительное чтение одной из частей.
- Придумать свою поучительную историю о зимних забавах детей.