Фоминова Татьяна Владимировна , учитель 4 «Б» класса.
Тема: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
Цель: ознакомление с произведением Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
Задачи:
• познакомить с произведениями Р. Киплинга, обучать сознательному и
выразительному чтению, формировать умение анализировать прочитанное, выделять
главную мысль произведения;
• развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся;
• воспитывать сознание ценности проявления преданности, внимания и заботы
друзей.
Оборудование: словарная работа, иллюстративный материал, выставка книг.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Зачитывание отзывов о произведении «Козетта»
III. Работа по теме урока.
1. Слово о писателе.
Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт(1865-1933) С момента
появления первых переводов произведений Киплинга на русском языке его талант
был замечен и признан читателями. А. И. Куприн так отмечал яркость своеобразие
литературного дарования английского писателя: «Он оригинален, как никто другой.
Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо
неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность
рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены
гордого и простого героизма, тонкий стиль или, вернее, десятки точных стилей,
экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют
художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над
умом и воображением читателя»
В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших
детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей
день, эти переводы признаны лучшими.
2. Чтение статьи учебника.
3. Работа по выставке книг.
Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у
носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись
броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит»,
«Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую
известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга
джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед
читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей.
4. Представление рассказа «Рикки-Тики-Тави».
- Редьярд Киплинг много путешествовал, в юности он почти 7 лет провел в Индии и
работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Его рассказ
посвящен истребителю змей смелому мангусту.
- Рассмотрите картинку к рассказу. В какой стране происходит действие? Как вы
догадались? Посмотрите, как выглядит мангуст. (Краткие сведения о мангусте,
кобре представляют дети, преждевременно получившие задание.) На какого зверя он
похож? (ласку) Как называется змея? Что вы знаете о кобрах? Об их привычках,
поведении?
5. Первичное чтение рассказа.
Учитель читает самые напряженные, острые моменты действия рассказа «великое
сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с Нагайной и Тедди на веранде, бой с
Нагайной в норе.
6. Повторное чтение по частям и анализ.
I часть.
Прочитайте, отрывки текста, где описывается внешний вид мангуста, особенности
его характера.
- Почему мангуст получил такую кличку? ( его боевой клич был
рикки-тикки-тикки-чк!)
- Где жил мангуст?
- Как он оказался в саду Большого Человека?
- Кто его спас?
- Прочитайте эпизод, где Рикки знакомился с семьей Большого Человека.
- Понравился ли мангуст Тедди?
- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека? Найдите строчки, говорящие
об этом.
- Как он знакомился с домом?
- Попробуйте восстановить текст по опорным словам: рыскал, не утонул, сунулся,
обжег, взобрался, прибежал, улегся, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал
разузнать, не спит, въехал.
- О ком и о чем рассказывали нам эти глаголы?
- Как они характеризуют мангуста?
(Неугомонный характер, зверек любознательный и смелый)
II часть.
- Прочитайте разговор отца и матери Тедди?
- Какой вывод можно сделать о мангусте? (Мангусты верные и преданные друзья
человека)
- О чем идет разговор между мангустом и Дарзи?
- Какое несчастье случилось у птички?
Опишите появление Нагга.
- Какие слова нужно использовать, чтобы описать страшный образ кобры?
(негромкое шипение – страшный, холодный звук; огромная черная кобра, пяти футов
длины от головы до хвоста, злые змеиные глаза)
- Отчего стало страшно мангусту на минуту?
- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»? Почему?
- Перечитайте эпизод появления Нагайны, злой жены Нага. Перескажите. Найдите
слова для ее характеристики, используйте их в пересказе.
- Кто предупредил Рикки об опасности?
- Попробуйте нарисовать картинку, которую можно нарисовать к данному эпизоду.
Каким вы видите Рикки?
- Как можно изобразить Нага? (Вытянулась вверх, чтобы достать до гнезда,
висевшего на терновом кусте)
Нагайну? (Раненая разъяренная, она извивалась)
Вывод: в этой сцене проявились находчивость и отвага Рикки. В то же время
Рикки-Тикки был еще неопытен.
III часть.
Задание для самостоятельного чтения: расскажите, как вел себя мангуст во время
завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки испускал воинственный
клич?
Чтение IV части учащимися вслух, анализ.
- Для чего Рикк-Тикки отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал,
что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)
-Какой разговор услышал Рикки-Тикки за стеной дома?
Как Наг и Нагайна решили избавиться от людей?
-Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага?
(Негодование и ярость, ужас.)
- Почему мангусту было очень трудно победить Нага?
- Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки с Нагом?
- Найдите завязку. С чего начиналось действие? (Замысел Нага с Нагайной)
- Как развивалось действие? (Рикки следит за действием)
- Найдите кульминацию. (Схватка мангуста с коброй).
- Чем закончилось действие? Какова развязка? ( Выстрел Большог Человека –
смерть Нага)
Вывод: во время боя с очень сильным и опасным врагом маленький Рикки проявил
находчивость, бесстрашие, стойкость, «и хотя он думал, что пришла его смерть,
но решил встретить ее, не разжимая зубов».
Чтение 5-ой части самостоятельно.
- Какой момент в событиях, происходивших на веранде дома в следующее утро после
гибели Нага, вы считаете самым напряженным?
Нарисуйте словесную картинку.
Окончание части от слов «когда она шмыгнула в нору, где жили они и Наг…»
читается вслух, по очереди несколькими учениками.
- Почему бой в норе был трудным? Чем можно доказать, что длился он долго?
Почему Рикки-Тикки не сразу пошел домой? Прочитайте, как встретили его дома.
Как воспринял мангуст похвалу мамы Мальчика? Имел ли Рикки_Тикки право быть
довольным собой? Чем вы это подтвердите?
7. Озаглавливание каждой части.
I. Знакомство с семьей Большого Человека.
II. Встреча с Нагом и Нагайной.
III. Смертельная схватка.
IV. Торжество победы над врагом.
8. Домашнее задание.
1) Прочитать, по возможности, весь рассказ.
2) Написать обзорное сообщение «Каким перед нами предстает Рикки-Тикки?
3) Картинный план, пересказ отрывков, которые особенно понравились.
4) Написать отзыв о рассказе.
5) * Чтение произведений Р. Киплинга.
V. Итог урока
Тест по теме Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
Цели: проверить уровень первичного усвоения произведения.
I часть «Новый житель»
1.Автор произведения «Рикки-Тикки-Тави»
2. Как звали мангуста?
3. Как выглядел хвост, мех?
4. Как выглядели глаза и нос?
5. Как мангуст раздувал хвост?
6. Какое событие чуть не погубило мангуста?
7. Кто нашел мангуста?
8. Какую помощь оказали Рикки в доме?
9. Как провел первую ночь мангуст?
10. Где спал первую ночь мангуст?