«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі  Первомайка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі 
Коммунальное государственное учреждение   "Общеобразовательная школа села Первомайка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

10.03.2017

Фоминова Татьяна Владимировна , учитель  4 «Б» класса.

Тема: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

Цель: ознакомление с произведением Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Задачи:

• познакомить с произведениями Р. Киплинга, обучать сознательному и

выразительному чтению, формировать умение анализировать прочитанное, выделять

главную мысль произведения;

• развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся;

• воспитывать сознание ценности проявления преданности, внимания и заботы

друзей.


Оборудование: словарная работа, иллюстративный материал, выставка книг.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Зачитывание отзывов о произведении «Козетта»

III. Работа по теме урока.

1. Слово о писателе.

Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт(1865-1933) С момента

появления первых переводов произведений Киплинга на русском языке его талант

был замечен и признан читателями. А. И. Куприн так отмечал яркость своеобразие

литературного дарования английского писателя: «Он оригинален, как никто другой.

Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо

неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность

рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены

гордого и простого героизма, тонкий стиль или, вернее, десятки точных стилей,

экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют

художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над

умом и воображением читателя»

В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших

детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей

день, эти переводы признаны лучшими.

2. Чтение статьи учебника.

3. Работа по выставке книг.

Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у

носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись

броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит»,

«Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую

известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга

джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед

читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей.

4. Представление рассказа «Рикки-Тики-Тави».

- Редьярд Киплинг много путешествовал, в юности он почти 7 лет провел в Индии и

работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Его рассказ

посвящен истребителю змей смелому мангусту.

- Рассмотрите картинку к рассказу. В какой стране происходит действие? Как вы

догадались? Посмотрите, как выглядит мангуст. (Краткие сведения о мангусте,

кобре представляют дети, преждевременно получившие задание.) На какого зверя он

похож? (ласку) Как называется змея? Что вы знаете о кобрах? Об их привычках,

поведении?

5. Первичное чтение рассказа.

Учитель читает самые напряженные, острые моменты действия рассказа «великое

сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с Нагайной и Тедди на веранде, бой с

Нагайной в норе.

6. Повторное чтение по частям и анализ.

I часть.

Прочитайте, отрывки текста, где описывается внешний вид мангуста, особенности

его характера.

- Почему мангуст получил такую кличку? ( его боевой клич был

рикки-тикки-тикки-чк!)

- Где жил мангуст?

- Как он оказался в саду Большого Человека?

- Кто его спас?

- Прочитайте эпизод, где Рикки знакомился с семьей Большого Человека.

- Понравился ли мангуст Тедди?

- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека? Найдите строчки, говорящие

об этом.

- Как он знакомился с домом?

- Попробуйте восстановить текст по опорным словам: рыскал, не утонул, сунулся,

обжег, взобрался, прибежал, улегся, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал

разузнать, не спит, въехал.

- О ком и о чем рассказывали нам эти глаголы?

- Как они характеризуют мангуста?

(Неугомонный характер, зверек любознательный и смелый)

II часть.

- Прочитайте разговор отца и матери Тедди?

- Какой вывод можно сделать о мангусте? (Мангусты верные и преданные друзья

человека)

- О чем идет разговор между мангустом и Дарзи?

- Какое несчастье случилось у птички?

Опишите появление Нагга.

- Какие слова нужно использовать, чтобы описать страшный образ кобры?

(негромкое шипение – страшный, холодный звук; огромная черная кобра, пяти футов

длины от головы до хвоста, злые змеиные глаза)

- Отчего стало страшно мангусту на минуту?

- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»? Почему?

- Перечитайте эпизод появления Нагайны, злой жены Нага. Перескажите. Найдите

слова для ее характеристики, используйте их в пересказе.

- Кто предупредил Рикки об опасности?

- Попробуйте нарисовать картинку, которую можно нарисовать к данному эпизоду.

Каким вы видите Рикки?

- Как можно изобразить Нага? (Вытянулась вверх, чтобы достать до гнезда,

висевшего на терновом кусте)

Нагайну? (Раненая разъяренная, она извивалась)

Вывод: в этой сцене проявились находчивость и отвага Рикки. В то же время

Рикки-Тикки был еще неопытен.

III часть.

Задание для самостоятельного чтения: расскажите, как вел себя мангуст во время

завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки испускал воинственный

клич?

Чтение IV части учащимися вслух, анализ.

- Для чего Рикк-Тикки отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал,

что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)

-Какой разговор услышал Рикки-Тикки за стеной дома?

Как Наг и Нагайна решили избавиться от людей?

-Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага?

(Негодование и ярость, ужас.)

- Почему мангусту было очень трудно победить Нага?

- Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки с Нагом?

- Найдите завязку. С чего начиналось действие? (Замысел Нага с Нагайной)

- Как развивалось действие? (Рикки следит за действием)

- Найдите кульминацию. (Схватка мангуста с коброй).

- Чем закончилось действие? Какова развязка? ( Выстрел Большог Человека –

смерть Нага)

Вывод: во время боя с очень сильным и опасным врагом маленький Рикки проявил

находчивость, бесстрашие, стойкость, «и хотя он думал, что пришла его смерть,

но решил встретить ее, не разжимая зубов».

Чтение 5-ой части самостоятельно.

- Какой момент в событиях, происходивших на веранде дома в следующее утро после

гибели Нага, вы считаете самым напряженным?

Нарисуйте словесную картинку.

Окончание части от слов «когда она шмыгнула в нору, где жили они и Наг…»

читается вслух, по очереди несколькими учениками.

- Почему бой в норе был трудным? Чем можно доказать, что длился он долго?

Почему Рикки-Тикки не сразу пошел домой? Прочитайте, как встретили его дома.

Как воспринял мангуст похвалу мамы Мальчика? Имел ли Рикки_Тикки право быть

довольным собой? Чем вы это подтвердите?

7. Озаглавливание каждой части.

I. Знакомство с семьей Большого Человека.

II. Встреча с Нагом и Нагайной.

III. Смертельная схватка.

IV. Торжество победы над врагом.

8. Домашнее задание.

1) Прочитать, по возможности, весь рассказ.

2) Написать обзорное сообщение «Каким перед нами предстает Рикки-Тикки?

3) Картинный план, пересказ отрывков, которые особенно понравились.

4) Написать отзыв о рассказе.

5) * Чтение произведений Р. Киплинга.

V. Итог урока


Тест по теме Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»


Цели: проверить уровень первичного усвоения произведения.


I часть «Новый житель»

1.Автор произведения «Рикки-Тикки-Тави»

2. Как звали мангуста?

3. Как выглядел хвост, мех?

4. Как выглядели глаза и нос?

5. Как мангуст раздувал хвост?

6. Какое событие чуть не погубило мангуста?

7. Кто нашел мангуста?

8. Какую помощь оказали Рикки в доме?

9. Как провел первую ночь мангуст?

10. Где спал первую ночь мангуст?

Просмотров: 488


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст