Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: обобщение знаний об имени существительном.
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные имена существительные, одушевленные и неодушевленные, число имен существительных.
Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в парах.
Ход урока.
Слайд 1,2.
1.Организационный момент.
- Сейчас мы настроимся на урок.
Настрой на урок, слово лидеру класса.
Ребята, мы с вами команда-класс
Должны мы собраться в ответственный час.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.Сообщение темы и цели урока.
Слайд 3.
Являюсь я важнейшей частью речи….
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам……..имя существительное.
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания о имени существительном.
(открыли тетради записали число , классная работа, тема урока. )
-Чтобы красиво писать, надо соблюдать правила, какие они? (правильная посадка, положение тетради и ручки)
3. Мобилизующий момент.
На доске написаны слова:
Коровы собаки гриб
- Какое слово лишнее? Почему?
4. Минутка чистописания.
- Сегодня на уроке мы будем прописывать букву, которая находится в слове «собаки» и обозначает парный глухой
твёрдый согласный звук.
С с
- Пропишите букву «с» с гласными, которые обозначают мягкость согласных.
Си се сё ся сю
4. Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадку и узнайте с каким словарным словом мы сегодня познакомимся.
4 слайд.В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый ……Воробей.
5 слайд. Лексическое значения слова.
- Какое лексическое значение имеет слово воробей?
( Маленькая птичка с серо- черным оперением, живущая обычно близ жилых строений)
- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы. На что следует
обратить внимание при его написании? (о,о) Запомните непроверяемую безударную гласную о.
- Запишите еще раз это слова и разделите на слоги. (звуко-буквенный разбор слова 3 слога, 7бук.7зв.3гл.4сог).
- Охарактеризуйте слово воробей как часть речи.
6слайд.- Подберите к слову воробей однокоренные слова. Сделайте разбор по составу.
(воробушек, воробышек, воробьенок, воробьиха, воробьиный)
7-8 слайд-
- Ребята, как живется птицам зимой?
(Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти
птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день
короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом .Поэтому птиц зимой надо подкармливать.
- Как мы можем помочь птицам зимой?
Синтаксическая разминка.
Зачирикал воробей веселей на крыше. (Выдели главные члены предложения)
5.Обобщение и систематизация знаний.
- Давайте повторим что мы знаем о имени существительном.
Перекрестный опрос по теме имя существительное.
- Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные называются одушевленными?
- Какие имена существительные называются неодушевленными?
- Какие имена существительные относятся к именам собственным?
- Как пишутся имена собственные ?
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько родов имеет имя существительное?
- Как определить род имени существительного?
- Как пишутся имена существительные мужского рода с шипящим на конце слова?
- Как пишутся имена существительные женского рода с шипящими на конце слова?
-Сколько предметов обозначает существительное в ед.ч? множ.ч?
Физминутка.
№ 1. Распределим слова в два столбика: 1 – слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 – слова, отвечающие
на вопрос что?
Малина ,воробей, пенал, медведь, картофель, дежурный, помидор, сорока.
Хлопок. Время 5+30
Ручка в руках – ошибка.
9 слайд. Проверим. Взаимопроверка.
Кто? Что?
воробей малина
медведь пенал
дежурный картофель
сорока помидор.
- Как называются эти слова? ( Это словарные слова. В словах есть непроверяемые безударные гласные, которые нельзя проверить.)
(Делаем синхромнно один хлопок приступаем к выполнению задания время 5+30)
Взаимопроверка (обмениваются тетрадями с соседями. На доске учитель пишет правильно ответы , дети сверяют с записями в тетрадях. У кого верный ответ поднимает руку. Учитель ведёт подсчёт и записывает в таблицу .А те , у кого неправильно ,должны объяснить причину)
Ручка в руках ошибка.
№ 2. Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.
2 хлопка. Время 5+30
Сорока
Дом
Ёж
Пенал
Завод
Картина
Ручка в руках – ошибка.
10 слайд. Проверим: самопроверка.
Сорока – сороки
Дом – дома
Ёж – ежи
Пенал – пеналы
Завод – заводы
Картина – картины
№3 .- Что интересного вы заметили? (в предложении есть одинаковые слова)
- Подумайте, какое из двух одинаковых слов имя собственное? Запишите правильно предложение.
3 хлопка время 5+30.
Ручка в руках ошибка.
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ,
11 слайд. Проверка.
Вася Рыбаков был у рыбаков
12 слайд.Рефлексия.
- Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.
Я узнал, открыл для себя….
Я научился и могу…
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за….
Оценивание.
Спасибо за урок.